Форма входа

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 112

Друзья сайта















Информационный портал Железнодорожный On-Line

Городской вестник города Железнодорожный







ДРУЗЬЯ uCoz
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    [AD]





    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0





    Понедельник, 26.08.2013, 08:20
    Приветствую Вас Гость | RSS
    Официальный сайт
    Краеведческого музея г.Железнодорожного
    (бывший пос. Обираловка
    Богородского уезда)
    Московская область, г.Железнодорожный, ул.Новая, д.18, тел.(495)522-65-90
    Каталог статей


    Главная » Статьи » Андрей БЕЛЫЙ

    ДВА ПОРТРЕТА. Андрей Белый и Кузьма Петров-Водкин

    «Искусства смягчают нравы...» (П.Овидий)

     

    ДВА ПОРТРЕТА

     

    «Трудность портрета главным образом в том, чтоб объединить в нем декоративную и психологическую сущность»

    К.Петров-Водкин

    Со страницы «Городского вестника» на нас смотрят два замечательных представителя русской культуры, литературы, искусства и общественной мысли: Андрей Белый (1880-1934) и Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939).

     

    В человеческом общежитии известно множество случаев плодотворного сотрудничества двух незаурядных личностей, возможно, творящих в различных областях человеческой деятельности. Бывало и другое, когда талантливые люди в течение длительного времени находились в далеко не дружеских отношениях. Дружба гения русской литературы А.П.Чехова и гения русской пейзажной живописи И.И.Левитана подвергалась драматическим испытаниям.

    Иное у А.Белого и К.С.Петрова-Водкина – после знакомства их отношения были не то что тесные (жизнь не предоставляла им таких возможностей), но наполненные взаимным уважением и особой гармонией. Интересно, что исходные возможности наших замечательных соотечественников были весьма различные. Напомним некоторые обстоятельства их жизней.

    Андрей Белый (настоящее имя – Борис Николаевич Бугаев) родился в семье математика и философа, декана физико-математического факультета Московского университета Н.В.Бугаева. С детства впитывал интеллектуальные, интеллигентские, «профессорские» разговоры, учился в лучших учебных заведениях – в частной гимназии Л.И.Поливанова и на естественном отделении Московского университета (окончил в 1903 году). Год проучился на историко-филологическом факультете – поездка за границу прервала учебу.

    1900-е годы - время становления Андрея Белого. Он прочно входит в среду московских символистов. Среди его знакомых К.Бальмонт, В.Брюсов, Д.Мережковский, З.Гиппиус. В 1904 году состоялась его встреча с Александром Блоком. А.Белый печатает многочисленные статьи, вступает в полемику о сути и судьбе символизма, издает сборники своих стихов, размышляет о путях России. В 1910 - 1912 годах совершает путешествия по Сицилии, Тунису, Египту, Палестине, обогатившие его новыми впечатлениями и идеями. В 1912 году «заболевает» философией Рудольфа Штейнера – антропософией. В 1913 году создает свое лучшее произведение этого периода – роман «Петербург», оказавший большое влияние на многих романистов ХХ века.

    Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился в бедной семье сапожника в далеком городке Хвалынске, ныне Саратовской области. В пятнадцать лет Кузьма поступил в Самаре в Классы живописи и рисования Ф.Е.Бурова. Через два года, благодаря местным купцам-хлеботорговцам (вот оно, меценатство в действии!) способный юноша отправился на учебу в Петербург, который он вскоре покинул ради Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Училище, в котором среди его наставников был сам Валентин Серов, молодой художник окончил в 1904 году. В 1901-м он смог побывать в Германии, где в Мюнхене посещал художественную школу самого известного педагога А.Ашбе. В годы учебы в Москве Петров-Водкин занимался литературными упражнениями и даже размышлял о том, чему посвятить жизнь - живописи или литературе.

    В последующие годы Петров-Водкин открывал и жадно впитывал новое для себя в изобразительном искусстве и литературе, проникался духовными и общественными веяниями. Он также совершил путешествия в Италию и Северную Африку и много работал. Первая выставка художника состоялась уже в 1909 году. Созданные им под влиянием символизма произведения вызвали споры критиков и принесли живописцу известность. Вскоре к Петрову-Водкину приходит настоящий успех. Его картина «Купание красного коня», показанная на выставке объединения «Мир искусства» в 1912 году, являла собой синтез древнерусской иконописи и итальянского раннего Возрождения и несла глубокий смысл грядущего очищения и обновления.

    В последующие годы в жизни обоих великих россиян много общего. Идут поиски новых позитивных «путей жизни» у Андрея Белого. Складывается своя художественная система у К.С.Петрова-Водкина. Оба воспринимают Мировую войну как великое бедствие, оба после революции 1917 года остаются со своей страной, хотя трагедия произошедшего постоянно прослеживается в их произведениях.

    Знакомство Андрея Белого с Кузьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным произошло в феврале 1917 г. в Царском Селе под Петроградом, куда поэт приезжал к своему другу – писателю, критику, публицисту и историку литературы Разумнику Васильевичу Иванову (пишущему под псевдонимом – Иванов-Разумник), который очень любил и ценил обоих мастеров. Разумник Васильевич писал Андрею Белому в 1917 г.: «Когда буду пешком уходить из Питера - возьму с собою в котомку, сверну в трубку две вещи: «Яблоки» Петрова–Водкина (висят у меня в кабинете, радуюсь им), и в рукописи окончание «Котика Летаева» (повесть А.Белого – прим. авт.). Не бойтесь за него – очень им дорожу».

    В 1919 г. в Петрограде возникло содружество «вольных философов», которое оказало заметное влияние на культурную жизнь послереволюционной России. Вскоре оно получает официальное название Вольно-философской Ассоциации или сокращенно «Вольфила». Председателем совета был избран Андрей Белый, членами-учредителями являлись А.Блок, В.Мейерхольд, К.Петров-Водкин, К.Эрберг и другие. К.Петров-Водкин в Ассоциации вел курс «Искусство видеть» (еще в 1917 году Петров-Водкин опубликовал статью «О науке «видеть». Андрей Белый часто обращался в своих произведениях к этому словосочетанию – для него термин «наука видеть» имел важное смысловое значение).

    В шуточной поэме «Вольфила» Константин Эрберг упоминает и Петрова-Водкина:

    «Вот Кузьма, маляр великий,

    Редко скучный, чаще дикий,

    В диком виде очень тонок,

    А в политике - теленок».

    С этого года общение Белого с Петровым-Водкиным становится более тесным. Встречи происходили не только в Петрограде, в Детском Селе, где жил художник, но и в Москве, куда Петров-Водкин приезжал по делам «Вольфилы».

    14 и 15 февраля по «делу» Иванова-Разумника (несуществующий заговор левых эсеров) были арестованы Блок, Ремизов, Петров-Водкин, Замятин, Эрберг и др. Вскоре все они были освобождены.

    В 1929 году Андрей Белый и его друг и жена Клавдия Николаевна отдыхали на Кавказе. Будучи в Армении, Борис Николаевич справлялся у Мартироса Сарьяна о том, как можно было бы устроить лечение Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина, в ту пору болевшего туберкулезом.

    Затем пути двух мастеров будут еще не раз пересекаться. Будет отдых в Коктебеле, куда в дом к Максу Волошину слеталась творческая богема из Москвы и Ленинграда.

    После отъезда из нашего Кучино в 1931 году, Андрей Белый с Клавдией Николаевной жили в Детском Селе у Разумника Васильевича Иванова. В то время там жили многие известные писатели. Здесь были частые вечера в кругу друзей. Художником была задумана масштабная работа, о которой он писал А.Белому в октябре 1933г.: «…пишу Ваш портрет в группе случайно объединенных детскосельством (Вы, Федин, А.Толстой и Шишков). Пишу всех по памяти (не считая набросков пустяковых), и в этом трудная и интересная задача».

    Этюд к портрету Андрея Белого был завершен в 1932 г. Сегодня он находится в Государственной картиной галерее Армении, в Ереване, куда художник передал свою работу в 1939г. Сохранился еще один этюд к этому групповому портрету писателей «А.Пушкин, К.Петров-Водкин, А.Белый».

    Перед нами два портрета – свидетельства высочайшего мастерства К.С.Петрова-Водкина. Ибо в них воплощены и время, и судьба страны, и две великих личности, думающие, страдающие, живущие. И полная гармония декоративности и психологической сущности, как к тому и стремился в своем творчестве Кузьма Петров-Водкин.

    Неожиданный подарок получил в 2007 году Дом-музей А.Белого в Кучино. В дни, когда мы праздновали день рождения А.Белого, книжное издательство «Белый город» (есть что-то символическое в том) передало в дар музею копию представленного здесь портрета Андрея Белого работы Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. Выражаем признательность руководству издательства за этот дорогой для нас экспонат.

     

    Наталия СОТНИКОВА,

    Юрий АСТАХОВ

    10 января 2008г.

    «Городской вестник»



    Источник:
    Категория: Андрей БЕЛЫЙ | Добавил: OZur (11.12.2009)
    Просмотров: 572 | Теги: Андрей Белый | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email:
    Код *:

    Официальный сайт МУК «Краеведческий музей г. Железнодорожного» ©
    При копировании материалов ссылка на сайт обязательна!
    2009 - 2013